Пилоты Победы из Байсерке - airkama.kz

Пилоты Победы из Байсерке

10.05.2017
Bayserke

Важным фактором Победы в Великой Отечественной войне были не только высокий патриотизм и самоотверженность народа, но и наличие у Советского Союза мощной базы подготовки военных специалистов, в том числе и для авиации.

Тулеген ЕСИМОВ

Одним из центров подготовки военных летчиков в годы войны стал Алма-Атинский аэроклуб, на аэродроме Байсерке. В отличие от множества других учреждений и предприятий Алматы, работавших для нужд фронта, аэроклуб работает и по сей день, сохраняя свое основное предназначение – открывает молодежи путь в небо. Теперь он находится в ведении Республиканского общественного объединения (РОО) «Отан».

Его история стартует с начала 30-х годов – уже тогда в Алматы существовала планерная и авиамодельная станция, на базе которой 10 ноября 1934 года был создан аэроклуб ОСОАВИХИМа (оборонно-спортивная организация, которая после войны была преобразована в ДОСААФ – прим. автора).

Первый выпуск пилотов аэроклуба состоялся в 1936 году и насчитывал всего 10 человек. Но через год пилотированию самолета У-2 (По-2) обучалось уже 30 курсантов, это были студенты и рабочие, посещавшие занятия без отрыва от производства и учебы.

Вначале полеты проводились на Бурундайском аэродроме, в 1938 году – на 70-м разъезде, а с 1939 года и по настоящее время – на аэродроме Байсерке. Качество обучения было таким, что в военно-авиационных училищах Советского Союза алма-Атинцы, вместо положенных двух лет, учились всего лишь год.

В первые дни Великой Отечественной Алма-Атинский аэроклуб преобразовали в 22-ю авиационную школу пилотов первоначального обучения, но в связи с очень сложной ситуацией на фронте на базе школы был срочно сформирован авиаполк ночных бомбардировщиков. В декабре 1941 года эту новую авиационную часть сразу же отправили на Волховский фронт, а через два месяца алма-Атинцы стали выполнять боевые вылеты.

Выпускников Алматинского аэроклуба можно было встретить на всех фронтах войны, на различных типах боевых самолетов. В воздушных боях они были так же храбры, отважны и умелы, как и все советские пилоты, ведь почти каждый из них начинал свой путь в небо в каком-нибудь из аэроклубов СССР.

Кстати, в Казахстане перед самой войной, помимо Алма-Аты, аэроклубы ОСОАВИХИМа были созданы еще и в Караганде, Семипалатинске, Уральске и Балхаше. Там тысячи молодых казахстанцев учились пилотировать самолеты и планеры, прыгать с парашютом, строить авиамодели. И что очень важно – становились настоящими патриотами своей Родины!

Боевые подвиги летчиков из Казахстана отмечены множеством орденов и медалей. А если говорить о воспитанниках Алма-Атинского аэроклуба, то восемь из них удостоены высокого звания Герой Советского Союза, это: Николай Должанский, Александр Батурин, Евгений Михайленко, Александр Гридинский, Николай Маркелов, Франц Рогульский, Григорий Черкашин, Михаил Михин.

Один из первых аэроклубовцев Алмат-Аты – Иван Куртов, прошел всю войну, от Воронежа до Берлина и Праги, был командиром авиационного звена. После войны он посвятил себя науке, став кандидатом исторических наук, доцентом, автором ряда научных работ.

Легенда казахстанской авиации – Василий Жовтый вступил в сражение с фашистскими асами с первых же дней войны в качестве летчика-истребителя. Довелось ему летать «крылом к крылу» вместе с французскими летчиками из полка «Нормандия – Неман». Французы об этом не забыли – в 2010 году они нашли нашего земляка и удостоили его самой высшей наградой Франции – орденом Почетного легиона.

Василий Жовтый долгое время руководил Алма-Атинским аэроклубом, дав путевку в небо сотне юношей и девушек. Многие из его выпускников сейчас трудятся в авиационной отрасли не только Казахстана, но и за рубежом. Несмотря на свои 95 лет, Василий Леонтьевич частый и желанный гость на аэродроме Байсерке.

С Алма-Атинским аэроклубом в немалой степени связана славная биография дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского. Он жил в Алма-Ате и в юности посещал ту самую планерную станцию, ставшую впоследствии Алматинским аэроклубом.

На этой станции курсанты обучались пилотированию планеров «УС-3», «УС-4».

Говорят, что стартовая площадка находилась на Веригиной горе (так до 50-х годов назвалась гора Кок-Тобе). Планеристы на себе несли разобранные, деревянно-фанерные летательные аппараты, а на горе, собрав их, взлетали. После посадки все повторялось вновь. Среди тех, кто тогда осваивал летное дело, был и Сергей Луганский. Позже он поступил в Оренбургское летное военное училище. За время войны Сергей Луганский совершил почти 400 боевых вылетов, лично им было сбито 37 вражеских самолетов. Будучи награжденным звездой Героя, Сергей Луганский получил именной самолет, на борту которого было написано: «Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи г. Алма-Аты». Именем отважного пилота названа одна из улиц Алматы, а в центре южной столицы стоит его бюст…

Сейчас в Алматинском аэроклубе продолжают славные традиции авиаторов всех поколений, которые здесь обучались и работали. Нынешний коллектив авиаторов достойно прошел через все испытания постсоветского периода и не растерял тот бесценный опыт, что копился более 80 лет.

В этом большая заслуга начальника Алматинского аэроклуба республиканского РОО «Отан» Юрия Ельцова и генерального директора ТОО «Авиационная компания – летный центр «Тянь-Шань» Владимира Анцупова. В настоящее время на Байсерке бесперебойно функционирует аэродромный комплекс и 700-метровая ВПП, регулярно поднимаются в небо самолеты с курсантами, спортсменами, не пустуют учебно-методические классы. Ежегодно на аэродроме Байсерке проводятся открытые чемпионаты РК по авиамодельному спорту. Аэроклуб охотно предоставляет свой аэродром для различных авиационных мероприятий.

Перед самым распадом СССР переходящее красное знамя ЦК ДОСААФ, как лучшему в Советском Союзе, вручили Алма-Атинскому аэроклубу ДОСААФ. Знамя так и осталось в Казахстане и сейчас бережно хранится на аэродроме Байсерке. Сохранились и две скульптуры пилотов, украшавшие здание аэроклуба еще до войны, мимо которых, безусловно, шли когда-то на занятия курсанты, чьи имена мы вспомнили в этом очерке…

Продолжение по ссылке