Находка, сделанная в песках Прибалхашья пилотом авиакомпании «Тянь-Шань» Владимиром Анцуповым, породила массу вопросов и вызвала большой интерес у всех, кто неравнодушен к истории авиации Казахстана.
Тулеген ЕСИМОВ, Алматинская область
25 мая вертолет Ми-2, на борту которого находилась группа специалистов РГКП «ПО «Охотзоопром», выполнял обычный плановый полет по учету поголовья джейранов в полупустынной зоне Балхашского района. На маршруте пилот заметил внизу, на песке, в зарослях саксаула фрагменты, которые явно могли быть от какого-то летательного аппарата.
«Наверное, АН-2…», – подумал Владимир.
Снизив скорость и высоту, он разглядел обшивку из светлого гофрированного металла, применявшегося еще на заре авиации. А после приземления и осмотра находки экипаж понял, что это центроплан (центральная часть крыла, к которому крепятся крылья, фюзеляж, двигатели и шасси) какого-то очень старого и довольно большого самолета 30-40-х годов прошлого столетия. К сожалению, даже в этом безлюдном месте успели побывать сборщики металла – на центроплане были свежие следы работы ножовкой. Несколько снимков на смартфон, и вертолет взмыл в небо – надо продолжать работу…
Уже в городе, просматривая фото, Владимир Анцупов, с такими же энтузиастами неба, как и он сам, начал уточнять тип самолета. Но самым главным было – срочно спасать от вандалов остатки раритетного воздушного судна, действуя в правовом поле. К счастью, аким области Амандык Баталов и аким Балхашского района Галым Токпеисов не только поддержали инициативу аэроклуба РОО «ОТАН» по проведению поисковых работ, но и оказали содействие. Пробиться на машинах сквозь зыбучие пески и заросли саксаула Прибалхашья экспедиции удалось только с четвертой попытки. Помог опытный водитель с большим стажем езды по бездорожью – сотрудник «Охотзоопрома» Иван Резвых.
На месте аварии самолета, в сорокоградусную жару, на раскаленном песке небольшая группа энтузиастов, под руководством представителя аэроклуба Владимира Чекменева, искала и собирала обломки воздушного судна.
Расположение центроплана, изгибы разорванного металла подсказывали поисковикам, где самолет мог столкнуться с землей и как примерно происходило его разрушение. Помимо центроплана со стойками шасси и амортизаторами были обнаружены два диска колес, несколько цилиндров от двигателей, фрагменты радиатора. Члены экспедиции собрали массу мелких деталей, обломков и обследовали металлоискателем все окрестные барханы – от одного из них исходило множество сигналов. К слову, металл за 80 лет сохранился в идеальном состоянии.
Среди груды обломков была всего одна табличка с указанием номера двигателя, даты его выпуска – 1933 год. Из нее следовало, что мотор принадлежит самолету Р-6. И больше никакой информации о разбившемся воздушном судне. Последующие поиски в интернете и расспросы ветеранов авиации тоже не дали результатов.
Поначалу поисковики решили, что имеют дело с самолетом-разведчиком Красной Армии Р-6. Но когда центроплан подняли и осмотрели, то обнаружили элементы, присущие только конструкции двухмоторного пассажирского самолета ПС-9. Первоначальная версия о находке обломков самолета Р-6 возникла потому, что обе машины имели много общего, так как проектировались в КБ известного советского авиаконструктора Анатолия Туполева. Самолет ПС-9 (АНТ-9) серийно выпускался в СССР с 1929 по 1935 год для гражданского воздушного флота. Он брал на борт 9 пассажиров (поэтому и назывался ПС-9) или 1700 кг груза.
Любопытная деталь: на первых самолетах все девять пассажирских кресел были сделаны из плетеного камыша – таким образом, пытались уменьшить взлетную массу машины, которая превышала 6 тонн. Но впоследствии стали ставить более прочные кресла из дюралюминия. И еще. На ПС-9 пытались установить радиостанцию большого радиуса действия. Но из-за несовершенной системы зажигания двигателей во время полета в радиостанции возникали сильные помехи. И от этой затеи пришлось отказаться. Интересно, что радиостанция называлась «Казахстан»…
Кстати, о Казахстане. В начале 30-х годов здесь была создана широкая сеть аэропортов и аэродромов. Ближе всего к месту катастрофы находились воздушные гавани Алматы, Балхаша, Караганды и авиарейсы, соединяющие эти города, вполне могли проходить над тем злополучным местом. Есть еще одно предположение, согласно которому самолет ПС-9 мог сопровождать одну из групп истребителей, предназначенных для Китая. В 1937-1939 годах Советский Союз поставлял через Казахстан, в соседнюю страну, воевавшую тогда с Японией, вооружение. В том числе и боевые самолеты. А их транзитный маршрут мог проходить над озером Балхаш и прилегающими к нему пустынями.
Поисковики пытаются узнать цель последнего полета, судьбу экипажа и пассажиров ПС-9. Рассматривают все версии катастрофы. Это стандартный для авиации набор: плохие метеоусловия, ошибка пилотирования, неисправность двигателей, нехватка горючего, а возможно, и совсем иная причина…
Конечно же, отсутствие информации порождает массу гипотез и предположений. Энтузиасты-авиаторы полны решимости, в буквальном смысле, докопаться до истины – ведь на поверхности песков лежала только десятая часть машины. Наверняка, барханы, помимо других фрагментов ПС-9, скрывают что-то более интересное, возможно, груз, полетную документацию. Очень хочется надеяться, что экипажу и пассажирам удалось выжить в той катастрофе…
На продолжение поисков того, что еще могло остаться от самолета, выяснение его судьбы уйдет немало времени и сил, но еще одну страничку авиационной истории Казахстана надо обязательно восстановить…
Сейчас покореженный, но еще не утративший былой блеск центроплан самолета ПС-9 стоит на аэродроме Байсерке, в аэроклубе РОО «Отан», на одной линейке с тружениками Ан-2 и спортивными самолетами. Глядя на это, невольно возникает ассоциация с безымянным солдатом, который, несмотря на многочисленные тяжелые раны, снова встал в строй…